ЦВЕТОК ЛОТОСА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЦВЕТОК ЛОТОСА » СОВРЕМЕННАЯ ИТАЛИЯ » ВСЁ О СТРАНЕ


ВСЁ О СТРАНЕ

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

http://s9.uploads.ru/t/ZTRcA.jpg

0

2

http://s4.uploads.ru/t/VvoHL.gif
Итальянская Республика, государство в Южной Европе, имеющее выход к Средиземному морю. Занимает территорию, расположенную к югу от Альп, Апеннинский полуостров и два крупных острова в Средиземном море – Сардинию и Сицилию, а также множество более мелких островов. На суше Италия граничит с Францией на северо-западе, со Швейцарией и Австрией на севере и со Словенией на северо-востоке.
http://s5.uploads.ru/t/Db3K7.jpg http://s4.uploads.ru/t/XUbEK.jpg
Италия.
Столица – Рим. Численность населения: 58 млн. человек (2003). Плотность населения: 194 человека на 1 кв. км. Городское население: 71%. Сельское население: 29%. Площадь: 301,3 тыс. кв. км. Самая высокая точка: гора Монблан (4807 м над у.м.). Официальный язык: итальянский. Основная религия: католичество. Административно-территориальное деление: 20 областей, подразделяемых на 95 провинций. Денежная единица: евро. Национальный праздник: День Конституции – 2 июня. Государственный гимн: «Гимн Мамели».

http://s4.uploads.ru/t/Enb6R.jpg http://s4.uploads.ru/t/1lzri.jpg

0

3

Название «Италия» впервые использовали греки для обозначения южной оконечности Апеннинского полуострова, где они поселились в 8–7 вв. до н.э. Территория Италии составляла ядро Римской империи, отсюда античная цивилизация Средиземноморья проникла в Западную Европу. После падения Западной Римской империи в 5 в. н.э. эта территория неоднократно подвергалась нападениям извне, и ее политическое единство было утрачено. Она превратилась в «географическое понятие», в быстро менявшуюся мозаику небольших государств, княжеств и королевств, враждовавших между собой и становившихся объектами притязаний иностранных держав.
Впрочем, традиция ведущей роли Рима не исчезала. Она воплощалась в лице римских пап, считавших себя преемниками римских императоров. Папы управляли центральной Италией и пытались распространить свое влияние на всю Европу. Благодаря церкви, возглавлявшейся римскими папами, сохранилась и даже расширилась древняя цивилизация, переданная Римом Западу. Однако из-за соперничества между папами и германскими императорами, правившими Священной Римской империей и рассматривавшими Италию как свое владение, Апеннинский полуостров превратился в арену сражений. Рост нажитого в торговле богатства крупных городов северной Италии, начавшийся в 11 в., оказался, впрочем, более мощным фактором, чем средневековые политические распри. В этих городах складывался новый мир идей, наук и искусств. Ренессанс ознаменовал начало новой эпохи не только для Италии, но и для всей Западной Европы.
Подъем экономики приатлантической Европы в 16 в. подорвал благосостояние средневековой Италии, и в течение двух столетий итальянские государства испытывали спад экономики и становились жертвами иностранных вторжений. В 18 в. началось мощное возрождение культуры, сопровождавшееся признаками улучшения экономического положения и попытками введения политических реформ. Эти тенденции усилились во время правления Наполеона после вторжения французских войск в 1796 и включения итальянских государств в состав наполеоновской империи после 1804. С падением власти Наполеона в 1814 итальянские государства были возвращены прежним правителям, но требования политических перемен усилились и вылились в политическое движение, которое итальянские националисты 19 в. называли Рисорджименто, составившее основное содержание эпохи воссоединения страны. Война между Пьемонтом и Австрией в 1859 закончилась выводом австрийских войск из Ломбардии, а поход Джузеппе Гарибальди в Сицилию в 1860 открыл путь к созданию единого и независимого Итальянского государства. Правивший Пьемонтом Виктор Эммануил II в 1861 был провозглашен королем объединенной Италии. В 1866 в его состав вошла Венеция. В 1870 столицей нового государства стал Рим. Италия оставалась конституционной монархией до захвата власти фашистами во главе с Муссолини в 1922–1925. После поражения фашистского режима в 1943 было восстановлено парламентское правление. В результате референдума 13 июня 1946 монархия была ликвидирована, и Италия была провозглашена республикой.
В пределах Италии четко выделяются относительно зажиточный промышленный Север и бедный сельскохозяйственный Юг (Медзоджорно). Север весьма напоминает Центральную Европу по климату, естественным ресурсам и структуре хозяйства, тогда как Юг больше похож на настоящий средиземноморский регион. Семиаридный климат и бедные почвы исторически определили развитие в этом регионе отсталого натурального хозяйства, которое сосуществовало с несколькими очагами товарного производства. Типичная форма землевладения на Юге – латифундия. Преобладают крупные владения площадью в десятки и сотни гектаров, с примитивной техникой обработки земли, обширными парами и использованием дешевой рабочей силы. Крайняя бедность сельских местностей была одной из причин массовой эмиграции из Южной Италии в конце 19 в. В 1900–1914 из Италии уехало почти 11 млн. человек, преимущественно с Юга. Основной поток эмигрантов устремился в США. С начала 20 в. правительства Италии пытались стимулировать экономическое развитие Юга, и эта тенденция еще более усилилась после Второй мировой войны. В результате крупных капиталовложений в инфраструктуру и больших субсидий, полученных от Европейского сообщества, за последние десятилетия экономика Юга испытала беспрецедентные изменения, однако, несмотря на бурный рост в некоторых областях, например в Апулии и Абруцци, в целом регион продолжает сильно отставать от Севера по доходам населения. Возможности для эмиграции в Новый Свет или в Северную Италию сократились, и главными пунктами внутренней миграции стали крупные города Юга – Неаполь, Палермо, Катания и Бари.

0

4

ПРИРОДА
Бóльшую часть территории Италии занимает Апеннинский полуостров, выдвинутый далеко в Средиземное море. В длину он достигает 1100 км, а его наибольшая ширина 240 км. Общая площадь страны, включая Сицилию, Сардинию и более мелкие острова, составляет 301,3 тыс. кв. км. Среди островов выделяется Тосканский архипелаг, расположенный между французским островом Корсика и Апеннинским полуостровом. Самый крупный из островов этой группы – Эльба, место ссылки Наполеона в 1814–1815. Липарские острова к северо-востоку от Сицилии имеют вулканическое происхождение. Здесь находятся Стромболи, один из трех действующих вулканов Италии, и многочисленные горячие источники. Недалеко от Неаполя расположены живописные острова Искья и Капри. Между Сицилией и Северной Африкой расположен небольшой остров Пантеллерия, занимающий стратегически важное положение.
За исключением некоторых районов Альп, в Италии нет местностей, удаленных более чем на 120 км от моря. С востока Апеннинский полуостров омывается Адриатическим морем с Венецианским заливом в его северной части. Пролив Отранто между Апулией и Албанией соединяет Адриатическое море с Ионическим. Между Апулией и Калабрией глубоко внедряется в сушу залив Таранто. Очень узкий Мессинский пролив отделяет Калабрию от Сицилии, а Сицилийский (или Тунисский) пролив шириной 135 км – Сицилию от Северной Африки. Тирренское море представляет собой бассейн треугольной формы, обрамленный Сардинией, Корсикой, Тосканским архипелагом, Апеннинским полуостровом и Сицилией. К северу от Корсики находится Лигурийское море с Генуэзским заливом. Узкая прибрежная полоса вдоль берега этого залива – Итальянская Ривьера (Лигурия) с живописными ландшафтами и мягким климатом – известна как важный район туризма и отдыха.
С давних пор Сицилия и Апеннинский полуостров служили связующими звеньями между Европой и Африкой. Контроль над проливами между восточным и западным бассейнами Средиземного моря имел стратегическое значение со времен древнегреческих и финикийских колоний в Сицилии до союзнических конвоев в годы Второй мировой войны. Благодаря выгодному положению Апеннинского полуострова на торговых путях между Западной Европой и Ближним Востоком средневековые итальянские города, особенно Венеция, могли держать в своих руках выгодную морскую торговлю.
Животный мир. Поскольку Италия заселена людьми на протяжении многих веков и плотность населения здесь очень высокая, диких животных сохранилось мало. В Апеннинах еще водится небольшое число медведей и волков, в лесных дебрях встречаются лисицы и кабаны. Косули и благородные олени большей частью приурочены к охотничьим заказникам. Серны обитают в Альпах, но в настоящее время очень редки, а каменные козлы обитают только в национальном парке Гран-Парадизо. Водоплавающие птицы немногочисленны из-за бесконтрольного отстрела. В водах, омывающих берега Италии, ловят сардин, тунцов и анчоусов.

0

5

Рельеф местности. За исключением равнин бассейна реки По на севере, бóльшую часть территории Италии занимают горы и холмистые возвышенности. На севере страны расположены Альпы – сложная система горных хребтов, заходящих также на территорию восточной Франции, Швейцарии, Австрии и Словении. Другая крупная горная система Италии – Апеннины – образует костяк одноименного полуострова и продолжается в Сицилии. Альпы и Апеннины столь тесно связаны между собой, что трудно установить, где кончается одна система и начинается другая. Иногда за рубеж между ними принимают перевал Кадибона (или Альтаре), расположенный западнее Савоны в Лигурии, а иногда – соседний перевал Джови.
Альпы и Апеннины – относительно молодые горы, сформировавшиеся в палеогене и неогене (в интервале от 65 млн. до 2 млн. лет назад), когда земная кора в этом регионе подвергалась складкообразованию. Здесь происходили также многочисленные разломы и вулканические извержения. Последние особенно выражены в областях Лацио и Кампания на западе Апеннинского полуострова и в Сицилии. В Италии до сих пор действуют три вулкана: Стромболи (924 м) на одноименном острове, Везувий (1277 м) близ Неаполя и Этна (3323 м) в восточной Сицилии. Часто бывают землетрясения.
По геологическому строению и рельефу Италию можно разделить на четыре главных региона: Альпы и бассейн По на севере, Апеннинский полуостров с Сицилией и Сардиния.
Альпы. В пределах Италии Альпы изогнуты огромной дугой длиной ок. 800 км от Савоны в Лигурии до границы со Словенией. Они достигают наибольших высот в Пьемонте на северо-западе, где на границе со Швейцарией находится высшая точка страны – гора Монте-Роза (4807 м). Впрочем, бóльшую часть территории Пьемонта занимают предгорья Альп, и часто название «Пьемонт» переносят на другие предгорные районы земного шара по итальянскому образцу. На северо-востоке Пьемонта и в северной Ломбардии расположен район с многочисленными озерами продолговатой суженной формы (Комо, Лаго-Маджоре, Изео, Лугано, Гарда и др.). Они образовались в результате подпруживания глубоких горных долин моренами (материалом, сгруженным ледниками). Итальянские Альпы достигают наибольшей ширины – ок. 160 км – в Трентино-Альто-Адидже к северо-востоку от Ломбардии, где они пересекаются р.Адидже. Эта крупнейшая после По река Италии начинается в Ретийских Альпах на границе с Австрией и течет к югу в Адриатическое море. К востоку от Адидже Альпы простираются через северные части областей Венеция и Фриули-Венеция-Джулия и продолжаются в Словении.
Высокие горы в Западных Альпах сложены устойчивыми кристаллическими породами, например гранитами, залегающими в ядрах хребтов. Многие вершины там имеют форму крутых заостренных пирамид. Это характерная особенность гор, сложенных очень прочными породами и подвергшихся ледниковой обработке. Восточнее Лаго-Маджоре прочные породы перекрыты известняками, которые разрушаются быстрее, чем кристаллические породы, поэтому горы там не так высоки, а долины не так глубоки, как на западе. В Доломитовых Альпах в области Трентино-Альто-Адидже, где известняки замещены более прочными породами – доломитами, характерны зубчатые гребни гор, созданные под воздействием эрозии.
Удобные перевалы через главный водораздел Альп обеспечивают связь Италии с ее северными соседями. Хотя эти перевалы находятся на больших высотах (самый низкий из них – Бреннер, 1375 м) и большая часть их зимой закрыта из-за снежных заносов, Альпы никогда не являлись барьером между Италией и остальной Европой, о чем свидетельствуют частые вторжения и оживленные торговые контакты. Основные трансальпийские железные дороги следуют по длинным туннелям под перевалами Фрежюс во Францию, Симплонским и Сен-Готардским в Швейцарию и по довольно короткому туннелю Бреннер в Австрию. Туннель под перевалом Большой Сен-Бернар, первый специально предназначенный для автомобильного движения, был сдан в эксплуатацию в 1963, а туннель Монблан – в 1962. Эти автодороги теперь дополнены быстро расширяющейся сетью железных дорог, связывающих промышленные города Италии с остальной Европой.
В альпийских долинах развито сельское хозяйство, однако главное значение этих гор для Италии связано с их богатыми лесными ресурсами, летним и зимним туризмом и гидроэнергетическими ресурсами, от которых во многом зависит энергоснабжение промышленности севера страны.
Государственная граница Италии не везде совпадает с главным водоразделом Альп и с этническими рубежами. Южная часть Швейцарии – кантон Тичино – находится к югу от главного водораздела, и его жители говорят на итальянском языке. Зато в двух районах, расположенных южнее государственной границы, итальянский язык не является преобладающим: это находящаяся между Пьемонтом, Францией и Швейцарией область Валле-д"Аоста, где говорят по-французски, и провинция Больцано (в области Трентино-Альто-Адидже), где говорят по-немецки. Обоим районам предоставлены широкие права самоуправления.

0

6

Бассейн реки По. Крупная река По берет начало в Коттских Альпах в юго-западном Пьемонте близ границы с Францией и, извиваясь, течет к востоку через южный Пьемонт, Ломбардию и Венецию до впадения в Адриатическое море. Бóльшая часть водосборного бассейна По до образования Альп была заливом Адриатического моря. После того как сформировались Альпы, этот залив был заполнен материалом, снесенным с гор ледниками, а затем эти осадки были пересортированы По и его многочисленными притоками. Таким образом, обширная равнина была создана реками. По ее краям на щебнистых почвах выращивают виноград. В осевой части равнины на более тонкозернистых почвах имеются благоприятные условия для возделывания плодовых культур и риса. У побережья Адриатического моря, окаймленного солоноводными лагунами и песчаными косами (лидо), равнина переходит в обширную дельту, бóльшая часть которой заболочена.
Бассейн По отличается обилием и равномерным распределением осадков, воды рек и источников здесь интенсивно используются для орошения, особенно в Пьемонте и Ломбардии. В настоящее время бассейн По – богатейший сельскохозяйственный район Италии. Здесь производится бóльшая часть всей продукции зерна, риса, кормовых культур, мяса, молочных продуктов, сахарной свеклы, льна, конопли, а также значительная доля вина, пшеницы и фруктов.
Апеннинский полуостров. Основной костяк полуостровной Италии образован Апеннинскими горами, которые простираются от Лигурии до северного побережья Сицилии. Эти горы гораздо ниже Альп, но сильно расчленены эрозией. Здесь мало таких величественных гор, как в массиве Гран-Сассо-д"Италия, который расположен примерно в 110 км к северо-востоку от Рима и увенчан высочайшей вершиной Апеннин г.Корно (2914 м). Из-за расчлененности рельефа некоторые районы Апеннин остаются изолированными. Однако в целом эти горы не представляют серьезного препятствия для сообщения, и имеется ряд легкодоступных, хотя и довольно длинных перевалов, особенно на участке между Флоренцией и Болоньей.
Бóльшая часть земель в Апеннинах отведена под пастбища и леса, но немало крутосклонных участков используется под посевы пшеницы, виноградники и сады, особенно в густонаселенных долинах и котловинах.
Главная цепь Апеннин продолжается из Калабрии в северную Сицилию, являющуюся богатейшей частью этого острова. Орошаемые северные прибрежные низменности и районы вокруг вулкана Этна славятся плантациями цитрусовых.
К восточным склонам Апеннин примыкает полоса глинистых и песчаных холмов, простирающаяся от Эмилии-Романьи через Марке. Несмотря на подверженность эрозии, она интенсивно возделывается. Холмистые ландшафты продолжаются в южной Сицилии, но там развитие сельского хозяйства сдерживается из-за малоплодородных почв и дефицита осадков.
Между Апеннинами и берегом Тирренского моря от Специи до Салерно простираются Анти-Апеннины – особый район, включающий холмистые возвышенности, волнистые плато и отдельные горные массивы. Многие возвышенные элементы рельефа, например горы Лепини в Лацио и Апуанские Альпы в северной Тоскане, сложены известняками и мраморами. Апуанские Альпы (которые, несмотря на свое название, не имеют отношения к Альпам) известны месторождениями качественного мрамора. Вулканические породы преобладают в двух частях Анти-Апеннин. Одна из них простирается от горы Амиата (1738 м) в южной Тоскане до гор Альбани (в 25 км к юго-востоку от Рима). Здесь много озер, в том числе Больсена, Браччано и Альбано, которые заполняют кратеры потухших вулканов. Еще одна вулканическая зона расположена вокруг Неаполя по соседству с Везувием и славится исключительно высоким плодородием почв.
Некоторые реки выработали долины, которые пересекают Анти-Апеннины и облегчают сообщение через Апеннинский полуостров. К их числу относятся р.Арно, которая начинается в Апеннинах к востоку от Флоренции и впадает в Лигурийское море, и р.Тибр, известная как главная река центральной Италии, протекающая на территории Рима и впадающая в Тирренское море. Несмотря на относительно небольшие размеры, эти реки имеют важное значение как источники воды и энергии для промышленного и бытового потребления. Речные воды широко используются и для орошения. Прибрежные низменности в полосе вдоль Тирренского моря веками страдали от частых зимних наводнений; некогда эти местности были сильно заболочены и известны как очаги малярии. Понтинские болота южнее Рима были осушены еще в 1930-х годах, а болотистый район Тосканская Маремма между Римом и Чивитавеккьей был освоен по программе земельной реформы 1950-х годов.
На юго-восточном краю Апеннин находится область Апулия, которая состоит из четырех подрайонов. Это известняковый массив Гаргано, выступающий в Адриатическое море; низкие горы Ле-Мурдже, еще один известняковый массив, отделенный от Гаргано Апулийской низменностью, или Тавольере (это третий подрайон), и низменный и довольно ровный п-ов Салентина. Апулийская низменность, в прошлом использовавшаяся только для выпаса овец, ныне отличается интенсивным развитием сельского хозяйства, несмотря на летние засухи и зимние наводнения. Хотя оба известняковых массива и полуостров Салентина почти полностью лишены поверхностных вод, тем не менее это весьма продуктивные сельскохозяйственные территории, специализирующиеся на выращивании винограда, маслин и миндаля.

0

7

Сардиния. Второй по величине остров Италии Сардиния – это, в сущности, огромная глыба прочных кристаллических пород, разбитая разломами на юго-западе, где образовалась довольно большая равнина Кампидано. На значительной части плато под зарослями кустарникового дуба и скудными пастбищами развиты маломощные почвы, сильно подверженные эрозии, поверхность плато весьма расчленена. Воды р.Тирсо используются для орошения равнины Ористано на западном побережье, а воды р.Флумендоса – для водоснабжения города Кальяри и равнины Кампидано. На юго-западе поднятое плато Иглезиенте известно минеральными ресурсами. Важнейшие полезные ископаемые здесь – свинец, цинк, железо и каменный уголь.
Климат и растительный мир. По климатическим особенностям Апеннинский п-ов и о.Сардиния – типично средиземноморские районы, тогда как Альпы и бассейн По – центральноевропейские. За исключением горных местностей, где температура с высотой понижается, вся остальная Италия наслаждается долгим теплым летом. Зимы на побережье мягкие, с обилием ясных солнечных дней. Однако лишь юг Апеннинского п-ова и Сицилию можно по праву считать краем апельсинов и маслин. Во внутренних районах полуострова к северу от Неаполя зимние заморозки препятствуют созреванию цитрусовых, а в верхнем поясе Апеннин снег держится до мая. В бассейне По зимы гораздо более суровые, с частыми туманами из-за застоя стекающего с Альп холодного воздуха. В Альпах с октября по май бывают сильные снегопады, и в продолжительные периоды с ясной солнечной погодой преобладают низкие температуры.
Контрасты средних температур самого холодного и самого теплого месяцев уменьшаются с севера на юг. В прилагаемой таблице показаны средние температуры июля и января и суммы осадков для ряда городов страны.
СРЕДНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ (°С)
Местоположение Июль Январь Осадки за год
Кортина-д’Ампеццо 16° –2° 1220 мм
Милан 24° 2° 810 мм
Рим 25° 7° 660 мм
Таормина (Сицилия) 26° 11° 710 мм
В годовом распределении осадков обнаруживаются резкие контрасты между северными и средиземноморскими районами Италии. Для Севера страны характерно обилие осадков и их равномерное распределение в течение года с максимумом обычно осенью. В средиземноморской Италии выражена летняя засуха, продолжительность которой возрастает к югу, достигая максимума в Сицилии и Апулии. В географическом размещении осадков отчетливо прослеживается тенденция к их увеличению с высотой. Например, в Альпах и Апеннинах (за исключением днищ долин) выпадает 1000–1500 мм осадков в год, что намного больше средних показателей для страны. Обычно осадки над территорией Италии образуются за счет смешивания воздушных масс с разными температурами и разным содержанием водяного пара во время прохождения циклонов. Жидкие осадки часто выпадают в виде коротких разрушительных ливней. Средиземноморская Италия обладает условиями, неблагоприятными для развития сельского хозяйства, не столько из-за небольших годовых сумм осадков, сколько из-за неопределенности сроков выпадения осадков и их ливневого характера. Кроме того, больше всего осадков приходится на зиму, когда вегетация многих культурных растений прерывается. Их развитие происходит в период высоких температур, когда возрастает и потребность во влаге. Древесные культуры могут перехватывать подземную влагу своими длинными корнями, но полевые культуры страдают от летней засухи.
За исключением Альп, где сосредоточены большие массивы хвойных пород – пихты, сосны и лиственницы, в Италии сохранились лишь небольшие остатки лесов, некогда покрывавших почти всю территорию страны. Летнезеленые лиственные леса из дуба, вяза, тополя и ивы в бассейне По давно подверглись сплошной вырубке для расширения площади пахотных земель. Такая же участь постигла засухоустойчивые вечнозеленые дубовые леса на средиземноморских прибрежных равнинах. Местами эти леса сохранились в виде кустарниковых зарослей, известных под названием маквис, или маккья, но на известняковых почвах они уступили место средиземноморским верещатникам – гариге. В некоторых более высоких и увлажненных местностях Апеннин местами уцелели древостои из дуба, каштана, бука и сосны. Многие возвышенные территории использовались для лесовозобновления, там в основном высаживались европейские засуховыносливые вечнозеленые породы и австралийские эвкалипты.

0

8

НАСЕЛЕНИЕ
Этногенез. До возникновения Рима на территории Апеннинского п-ова проживали различные италийские племена. Среди них по уровню развития культуры выделялись этруски, обитавшие в районе между реками Арно и Тибр (этот район получил название Этрурия). В 8–7 вв. до н.э. первые греческие колонисты поселились на юге Апеннинского полуострова и в Сицилии. Все эти народы были покорены Римским государством, а после его крушения произошли вторжения сначала германских племен остготов и лангобардов и некоторых славянских племен в северную часть нынешней Италии, а затем сарацинов и норманнов – в южную часть и в Сицилию. Пришельцы мало повлияли на физический тип итальянцев. Большинство итальянцев, обитающих на Апеннинском полуострове, особенно в его южных районах, сходны с другими жителями Средиземноморского региона.
У итальянцев сильно выражено чувство приверженности к своему району, с его народными костюмами, культурными особенностями и кулинарными предпочтениями. В Италии существует гораздо больше местных диалектов, чем в любой другой европейской стране.
Язык. Итальянский язык относится к группе романских языков. В основу его современной формы положен флорентийский диалект. Литературный язык претерпел относительно мало изменений с 14 в. Поэтому в наши дни любой человек, хорошо знающий итальянский язык, может читать Данте Алигьери и других средневековых классиков.
В разных районах Италии все еще широко распространены диалекты, которые существенно отличаются от литературного итальянского языка по произношению и особенно по использованию местных слов и выражений. Выделяют три группы диалектов. Северная группа объединяет галло-итальянские диалекты Пьемонта, Ломбардии, Лигурии, Эмилии-Романьи и Венеции. В центрально-южную входят диалекты Марке, Умбрии, Лацио, Кампании, Апулии, Абруцци, Молизе и Базиликаты, а в тосканскую – диалекты Флоренции, Сиены, Ареццо и Пизы. Некоторые северные и центрально-южные диалекты имеют не только устную, но и письменную форму (например, венецианский, миланский, неаполитанский и сицилийский). Диалекты Сардинии резко отличаются от всех остальных; иногда признают существование отдельного сардинского языка.
Религия. Хотя подавляющее большинство итальянцев исповедует римско-католическую религию, конституция 1948 гарантирует свободу выбора вероисповедания и провозглашает отделение церкви от государства. До 1984 отношения церкви и государства регулировались Латеранскими соглашениями 1929, которые признавали римско-католическую религию «единственной в государстве». Новый конкордат между Ватиканом и правительством Италии, подписанный 18 февраля 1984, вообще не содержит понятия «государственной религии».
Из приверженцев других вероисповеданий в Италии наиболее многочисленны протестанты (включая вальдензианцев, методистов и баптистов) – ок. 300 тыс. человек в начале 1990-х годов. Они сконцентрированы преимущественно в Пьемонте, особенно в долинах Альп к западу от Турина.
Евреи играли важную роль в торговле Италии начиная со Средних веков. Они проживали главным образом в Генуе, Ливорно и Венеции. Однако расовые законы, введенные при фашистском режиме в 1938, вынудили многих евреев эмигрировать, а еще большее число их погибло в германских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны. В 1992 в Италии насчитывалось 40 тыс. евреев – меньше, чем до войны.
ОБЩЕСТВО
Образ жизни. Подобно жителям других стран Западной Европы, итальянцы много внимания уделяют спорту и организации досуга. Уровень потребления в Италии – один из самых высоких в Европе. Хотя итальянское общество и испытало значительную модернизацию, семья продолжает играть большую роль на всем протяжении жизни итальянцев. Это нередко связывают с низким уровнем социального обеспечения, медицинского обслуживания, а также безработицей среди молодежи. В составе итальянской семьи наметились изменения: ее средний размер в Северной Италии снизился до 2,8 человек, а на Юге – до 3,3.
Влияние Римско-католической церкви. Римско-католическая церковь сыграла большую роль в истории Италии. До объединения Италии в 1861 церковь управляла Папской областью – обширными территориями, расположенными к северу от Рима. Церковь утратила светскую власть после того, как итальянские войска вошли в Рим в 1870, однако споры между церковью и государством продолжались вплоть до 1929, когда по Латеранским соглашениям была определена сфера влияния церкви и образовалось независимое государство Ватикан. Условия Латеранских соглашений были подтверждены в Конституции 1948. Папа Римский назначает архиепископов и епископов Римско-католической церкви, однако предварительно кандидатуры представляются на рассмотрение правительства. Закон божий преподается в начальных и средних школах страны. Церковь наряду с местными органами власти регистрирует акты бракосочетания.
В Италии происходили оживленные дискуссии по поводу разводов и абортов. Общественное мнение все более склонялось в пользу их легализации, но этому упорно противилась церковь. Гражданские разводы были разрешены в 1970, хотя папа Иоанн Павел II считал, что это противоречит Латеранским соглашениям. Аборты были легализованы только в 1978.
Итальянцы в массе – приверженцы Римско-католической церкви, но многие из них сомневаются, что церковь вправе вмешиваться в гражданскую жизнь. Судя по результатам референдумов, в стране проявляются определенные антиклерикальные тенденции. Они особенно выражены на территории бывшей Папской области – в Эмилии-Романье и Марке, где сохранились воспоминания о времени церковного правления. В приходах священники все еще пользуются большим влиянием, особенно на юге страны и в сельской местности. Церковь сохраняет авторитет также в культурных и благотворительных организациях, в профсоюзах и других объединениях трудящихся. Проводником церковных интересов является Христианско-демократическая партия, которая выступает за поддержку приходских школ государством.

0

9

Города. По оценке 1994, в городах проживало почти 40,3 млн. человек, или 70% всего населения страны. Четыре города в 1991 имели население более 900 тыс. человек. Рим, являющийся с 1871 государственной столицей Италии, – один из красивейших городов мира, богатый памятниками своего великого прошлого. Здесь находится государство Ватикан, резиденция папы – главы Римско-католической церкви. Милан (1,4 млн. человек), столица Ломбардии, является главным центром итальянской промышленности, финансов, издательского дела и культуры. Неаполь (1,2 млн. человек) – столица Кампании, крупнейший город на Юге страны, а также важный порт и промышленный центр. Турин (960 тыс. человек) – столица и крупный промышленный центр Пьемонта, в котором доминирует автомобильный концерн «Фиат». Все четыре города быстро росли в послевоенные десятилетия благодаря развитию промышленности и оттоку рабочей силы из сельских местностей и с Юга. В результате этих миграций численность населения многих южных областей уменьшилась, а северных промышленных центров соответственно выросла. В 1980-е годы население собственно городов сократилось, а городских агломераций – увеличилось.
Эмиграция. Значительная эмиграция итальянцев началась в 1870-х годах, ей способствовало развитие дешевого железнодорожного и пароходного сообщения. Основная масса эмигрантов направлялась в США и Южную Америку, но не все они остались там навсегда; через несколько лет многие стали возвращаться в Италию, чтобы посетить родные места или провести остаток жизни на пенсии. Социальные и экономические последствия эмиграции оказались весьма важными. Число людей, зависевших от бедных природных ресурсов Италии, уменьшилось. Перевод денег эмигрантами из-за границы и иностранная валюта, которую привозили эмигранты, способствовали удержанию итальянской экономики на плаву в трудные годы.
Хотя многие итальянские эмигранты вернулись на родину, в целом численность населения Италии за счет эмиграции в период с 1862 по 1914 сократилась почти на 5 млн. человек. Во время Первой мировой войны эмиграция прекратилась, но вновь стала быстро расти в послевоенные годы, достигнув уровня почти 600 тыс. человек только в одном 1920. После 1921 ограничительные меры, принятые большинством стран, особенно США, сократили среднее число эмигрантов из Италии почти до 300 тыс. человек в год. Дальнейшее сокращение имело место в 1930-х годах вследствие мирового экономического кризиса и попыток Фашистской партии воспрепятствовать эмиграции. Среднегодовое число эмигрантов уменьшилось к 1941 до 100 тыс. человек и почти до нуля в последние годы Второй мировой войны.
Уровень эмиграции вновь вырос после войны. Положительное сальдо (разница между числом эмигрировавших и числом вернувшихся из эмиграции) в период 1948–1955 в среднем составляло ок. 150 тыс. человек в год, основная масса выезжала во Францию, Швейцарию, Бельгию, Аргентину, Канаду, Австралию, США и Венесуэлу. С тех пор изменение условий жизни и членство Италии в Европейском сообществе преобразовали характер эмиграции. Положительное сальдо эмиграции за океан сократилось со 111 тыс. человек в 1954 до 4,4 тыс. человек в 1976; число эмигрантов в страны Европы, главным образом в Западную Германию и Швейцарию, возросло с 68 тыс. человек в 1958 до 143 тыс. в 1960. Эта тенденция коренным образом изменилась к началу 1970-х годов, когда многие итальянцы, работавшие в других странах Европы, вернулись домой. В 1989 Италия фактически имела положительное сальдо иммиграции из стран Европы почти в 16 тыс. человек. С начала 1980-х годов в Италии появилось значительное число легальных и нелегальных иммигрантов из развивающихся стран.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВО
Развитие промышленности. Крупная промышленность в Италии возникла поздно. Однако в период между 1870 и 1914 на Севере был основан ряд крупных промышленных фирм, в том числе заводы резиновых изделий «Пирелли», химические заводы «Монтекатини», металлургические заводы «Терни» и автомобильные заводы «Фиат». Во время Первой мировой войны развитие промышленности приостановилось, но в 1920–1930-е годы произошел некоторый подъем, хотя экономика и была деформирована попыткой достичь экономической самостоятельности, расходами на колониальные авантюры в Африке и большими военными расходами. Бомбардировка и военные действия на территории Италии во время Второй мировой войны обернулись катастрофой для экономики. Однако послевоенное восстановление хозяйства было в целом поразительно быстрым. Оно поощрялось США, которые оказали Италии помощь в размере 2,4 млрд. долл.
После Второй мировой войны государство стимулировало развитие экспортных отраслей промышленности. Это особенно касалось металлургии, машиностроения и химической промышленности. Новое оборудование и повышение эффективности производства содействовали заметному росту производства стали, которое за 1951–1980 возросло более чем в 8 раз. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении, электротехнической и автомобильной промышленности (в последней доминировал концерн «Фиат» в Турине). Модернизация химической промышленности повлияла на расширение ассортимента ее продукции – от нефтепродуктов до красителей, синтетических волокон и пластмасс.
Хлопчатобумажная и шерстяная промышленность играла ведущую роль в начале 20 в., но после 1950 испытала спад по сравнению с основными, быстро растущими отраслями промышленности. С начала 1950-х годов быстро расширялось производство одежды. Обувь и одежда из Италии хлынули на иностранные рынки, итальянские дома моды успешно завоевывали рынки зарубежных стран.

0

10

Обрабатывающая промышленность – важнейший сектор экономики Италии. На ее долю приходится почти 25% национального дохода и основная часть поступлений от экспорта. В этом секторе сосредоточена пятая часть всех рабочих мест в стране.
Главной отраслью обрабатывающей промышленности является машиностроение. В Италии производятся офисное оборудование (калькуляторы, пишущие машинки и проч.), сельскохозяйственные машины (трактора), ткацкие станки, швейные машины, электронагревательное оборудование. Электромашиностроение включает производство телекоммуникационной аппаратуры, холодильников, стиральных машин и другой бытовой электротехники. Продукция машиностроения производится главным образом на Севере, в районе Милана, Турина, Генуи, Бергамо, Брешии и Флоренции. После Второй мировой войны ряд машиностроительных заводов был построен в окрестностях Неаполя и Бари.
Важное значение имеет автомобилестроение, выпускающее легковые и грузовые автомашины и мотороллеры. Предприятия отрасли сосредоточены в районе Турина, Милана, Брешии и Дезио. По производству легковых автомобилей (1627 тыс.) Италия в 1991 занимала шестое место в мире. В том же году было выпущено ок. 260 тыс. грузовых машин и автобусов.
В начале 1970-х годов Италия была крупным судостроителем. В 1974 судоверфи Италии спустили на воду торговые суда водоизмещением 1028 тыс. брутто-регистровых тонн. К концу того же десятилетия судостроение в Италии и многих других странах резко сократило объем производства. В период 1978–1980 итальянские верфи спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 499 тыс. брутто-регистровых тонн (всего 166 тыс. т в год). В 1986–1992 были спущены на воду торговые суда общим водоизмещением 4438 тыс. брутто-регистровых тонн (в среднем по 634 тыс. т в год). Судостроение сосредоточено на северо-западном побережье страны, в основном в Генуе.
В структуре обрабатывающей промышленности Италии второе место по значению занимает текстильная и швейная промышленность, уступая только машиностроению (вместе с автомобилестроением и судостроением). Хлопчатобумажные ткани выпускаются в Галларате, Бусто-Арсицио, Леньяно, Бергамо и Брешии; шерстяные – в Бьелла, Виченца и Прато; шелковые – в Брешии, Тревизо и Комо. Льняное полотно производится в южной части Ломбардии и Кампании. Одежду шьют во Флоренции, Турине и Риме. Широко развито производство обуви.
Химическая промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает ок. 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Эта отрасль значительно увеличила объем производства после открытия в Италии в конце 1940-х годов месторождений природного газа и нефти. К началу 1970-х годов Италия была одним из самых крупных производителей синтетических волокон и серной кислоты. Среди других важных видов химической продукции – искусственный аммиак, красители, фармацевтические препараты, фотоматериалы, пластмассы, синтетический каучук, удобрения и нефтехимические продукты. Они производятся в Генуе, Венеции, Милане, Равенне, Бриндизи, Феррандине и Джеле.
Металлургия – относительно новая отрасль промышленности Италии. Испытывая нехватку запасов угля и железной руды, Италия стала развивать металлургическую промышленность только после создания в 1952 Европейского объединения угля и стали. За период с 1959 по 1980 производство стали в Италии выросло на 292% (во Франции – на 56%, в Западной Германии – на 49%). По выплавке стали (28 млн. т) в 1992 Италия занимала шестое место в мире, опережая Канаду и Бразилию. Она также выпускает значительное количество алюминия, цинка, свинца, ртути и магния.
Предприятия пищевой промышленности, специализирующиеся, например, на производстве макарон (спагетти), продукции из томатов и производстве напитков, рассредоточены по всей территории страны. Мебель производится в Брианце, возле Милана. Бумагу и бумажные изделия выпускают в Ломбардии и Пьемонте. Всемирно известная кинопромышленность размещена в Риме. Объем производства цемента, имеющего большое значение для строительной индустрии Италии, составил 40,8 тыс. т в 1990.

0

11

Сельское хозяйство. Типы сельского хозяйства в Италии сильно варьируют в зависимости от географических условий. Самые продуктивные сельскохозяйственные земли находятся на плодородной равнине в бассейне р.По на Севере, где преобладает интенсивное неспециализированное земледелие с большой долей крупных хозяйств. Эта территория является также главным поставщиком молочной продукции в Италии. Ломбардия, на северо-востоке равнины, – единственный район страны, где животноводство преобладает над земледелием. На юге равнины область Эмилия-Романья имеет более диверсифицированную систему земледелия и является важным районом плодоводства и зернового хозяйства, там развито и животноводство. Восточный Пьемонт и западная Венеция отличаются высокой продуктивностью сельского хозяйства и славятся своими винами.
Центральные районы Италии – Тоскана, Умбрия и Марке – тоже характеризуются неспециализированным земледелием с выращиванием оливковых деревьев, зерновых культур, винограда и домашнего скота. Природные условия здесь не столь благоприятны, как на Севере, поскольку преобладает холмистый и горный рельеф. До 1960 здесь была широко распространена испольная система земледелия (медзадрия). Поскольку земледелие на склонах стало неэффективным, произошел массовый отток сельского населения в города.
На Юге специализация сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и виноградниками. Во внутренних районах преобладают малоплодородные почвы, и там можно выращивать лишь некоторые сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды остается главной проблемой Юга, здесь развитие сельского хозяйства целиком зависит от орошения.
Основные сельскохозяйственные культуры. Зерновые являются основными продовольственными культурами. Итальянские фермы поставляют ок. 2/3 зерна, потребляемого на внутреннем рынке. Главная зерновая культура – пшеница, выращиваемая по всей стране. В 1992 было получено 8,9 млн. т пшеницы. Половину ее урожая собирают на Севере, где, несомненно, самая высокая урожайность этой культуры. Кукуруза и рис тоже выращиваются на Севере. Прочие важные зерновые культуры – овес и ячмень.
Большое значение, особенно на Юге, имеет выращивание таких типичных средиземноморских культур, как маслины, виноград, цитрусовые и миндаль. Италия – один из крупнейших в мире производителей оливкового масла и вин, и эти виды продукции, наряду с томатами, фруктами и ранними овощами (такими, как горох и фасоль), занимают важное место в экспорте.
Основные технические культуры – сахарная свекла (в основном в области Венеция), табак (в основном на Юге), соя, конопля, хлопчатник и лен.
Животноводство. В 1992 Италия была третьим по величине в Западной Европе производителем мяса, но, несмотря на это, ей приходится импортировать почти треть потребляемой в стране говядины и телятины.
Крупный рогатый скот выращивается на Севере, в основном на больших молочных фермах в долине р.По. Некоторые выносливые альпийские породы крупного рогатого скота стали разводить в холмистых районах Юга, где раньше выращивали овец и коз.
Лесное хозяйство. Леса и редколесья занимают 6,8 млн. га, или пятую часть территории Италии, но лесное хозяйство не имеет большого значения для экономики этой страны. Ежегодно в среднем вырубается 8,5 млн. куб.м древесины. Основные лесные районы – горные и холмистые районы Альп и Апеннин (включая районы Сила и Аспромонте в Калабрии). Хвойные породы – пихта и сосна – произрастают в более возвышенных районах, тогда как в нижних частях склонов преобладают широколиственные породы – бук и дуб.
Рыбное хозяйство. Несмотря на большую протяженность берегов, в Италии улов рыбы невелик, в среднем 543 тыс. т в год, т.е. почти 3/5 уровня улова во Франции. Рыбная промышленность размещена локально и располагает небольшими предприятиями.
Горнодобывающая промышленность. Природный газ, добываемый в долине р.По и на Юге, является главным минеральным топливным ресурсом Италии. Разведанные запасы газа оцениваются в 300 млрд. куб.м. В 1990 было добыто 17 млрд. куб.м газа. Запасы нефти весьма невелики и располагаются главным образом в Сицилии и на Юге. Разведанные запасы нефти – 91 млн. т, а добыча в 1990 составила 4,6 млн. т. Некоторое количество каменного и бурого угля добывается на Сицилии. Италия обеспечивает себя бокситами, свинцом и цинком и производит некоторое количество ртути и мрамора на экспорт.

0

12

КУЛЬТУРА
Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.
Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.
Литература. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.
Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии – одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.
Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.
Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д"Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество.
Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перлá; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии.
Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи.
Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа – Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда.
Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой.
Величайшим итальянским драматургом конца 19 – начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес – Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек – исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым – одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями.
Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его «герметическая» поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии – Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале – в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

0

13

Искусство. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.
В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.
В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.
Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.
Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860–1880-х годов – Маккьяйоли.
Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.
После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.
Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

0

14

Музыка. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства.
Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.
Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).
Всемирную известность приобрели «Театро дель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в «Театро Медитерранео» в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.
Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д"Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.
В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

0

15

Образование. Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах. Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены.
Для детей в возрасте до шести лет имеются частные ясли и детские сады. Их посещение не является обязательным. Тем не менее Министерство народного образования оказывает им значительную финансовую поддержку.
Обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет – обязательное и бесплатное. Начальную пятилетнюю школу посещают дети с 6 до 11 лет. До 1963 по окончании такой школы ребенок мог приступить к изучению общеобразовательных гуманитарных, естественных и педагогических дисциплин или поступить в профессиональную школу для овладения каким-либо ремеслом или основами торгового дела. В 1963 оба типа школ слились в объединенную трехлетнюю школу, и получение образования на этом уровне стало обязательным.
По окончании такой школы в возрасте 14 лет перед учащимся, желающим продолжить школьное образование, открываются два пути: общеобразовательные (академические) школы и технические училища, т.н. институты – те и другие с пятилетним сроком обучения. Общеобразовательные школы имеют четыре специализации: гуманитарную, естественнонаучную, педагогическую и художественную. По окончании одной из таких школ учащийся может поступить в университет. Технические училища подразделяются на сельскохозяйственные, торговые, землеустроительные, мореходные и промышленные. Выпускники училищ могут поступить на соответствующие факультеты университетов.
Университеты. В начале 1990-х годов в Италии насчитывался 41 государственный университет, из них 20 были основаны до 1600. Крупнейшие университеты находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье и Падуе. Кроме того функционировали политехнические институты в Милане и Турине, а также ряд частных университетов, включая самый большой – Католический университет в Милане. Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Болонский университет, основанный в 11 в., был широко известен еще в Средние века. Другие старинные университеты были основаны в Парме (962); Модене (1175); Перудже (1200); Падуе (1222); Неаполе (1224); Сиене (1240); Мачерате (1290); Риме (1303); Флоренции (1321); Камерино (1336); Пизе (1343); Павии (1361) и Ферраре (1391).
В начале 1990-х годов (по последней переписи) во всех высших учебных заведениях Италии обучалось ок. 1,2 млн. студентов (из них более 1 млн. – в государственных университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х годов. Рост числа студентов во многом связан с вовлечением женщин в систему высшего образования. В конце 1930-х годов на их долю приходилось лишь 20%, а в конце 1970-х – более 40%. Несмотря на эти достижения, Италия продолжает отставать от ведущих европейских стран по размерам расходов на высшее образование и числу дипломированных специалистов.
Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на четыре года, однако на химическом, инженерном и архитектурном факультетах он составляет пять лет, а на медицинском – шесть. С 1963 студенты, имеющие оценки выше средних и нуждающиеся в средствах, получают небольшие стипендии.
В начале 1990-х годов в итальянских университетах обучались более 25 тыс. иностранных студентов. Некоторые университеты предлагают для иностранцев специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.

0

16

Учреждения культуры.
Академии. В ведении Министерства народного образования находятся свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества. Задача национальной Академии Линчеи, основанной в 1603, – распространение знаний в области науки, истории и филологии. Национальное общество Данте Алигьери ставит своей целью оказание помощи в изучении итальянского языка и культуры за пределами Италии. Литературная академия Аркадия, созданная в 1690, занимается исследованиями в области литературы и наук. Широкую известность приобрели также Академия наук в Болонье, Академия итальянского языка Круска, Ломбардский институт наук и литературы, Виргилианская академия наук, литературы и искусств в Мантуе, и Академия наук, литературы и изящных искусств в Палермо. Эти академии и институты финансируют часто созываемые конференции ученых, писателей и художников из Италии и других стран.
Многие европейские и американские страны организовали в Италии свои академии. Самая старая и наиболее знаменитая – Французская академия в Риме, основанная в 1666. Другие иностранные институты, преимущественно специализирующиеся в области искусств и археологии, находятся во Флоренции, Болонье, Неаполе, Риме, Милане и Турине. Американская академия в Риме предлагает желающим курсы по архитектуре, живописи, скульптуре, изучению античного мира и музыкальной композиции.
Библиотеки. Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся. Наиболее крупные библиотеки Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека Сената, Библиотека Палаты депутатов и Центральная национальная библиотека в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого университета Луиджи Боккони в Милане; Библиотека Медичи Лауренциана и национальные библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции. Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.
Музеи. Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи – Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди – Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.
Спорт. Самый популярный вид спорта в Италии – футбол. В выходные дни трибуны заполняются болельщиками, фанатически преданными своим командам. «Адзурри» (небесно-голубые) – название профессиональной сборной команды страны. Итальянские команды выигрывали кубок мира по футболу и становились чемпионами Олимпийских игр. Не менее популярны велосипедные гонки, по которым в Италии самое большое число чемпионов мира. Ежегодно в стране проводятся велосипедные гонки «Джиру Италия». Трасса охватывает почти всю страну, и соревнования продолжаются около трех недель. Итальянские гоночные машины и автомобилисты на протяжении многих лет активно участвовали в международных соревнованиях. Знаменитый гоночный трек в Монце считается одним из лучших в мире, и там ежегодно проводятся международные состязания. Другие виды спорта, в которых прославились итальянцы, – теннис, фехтование, верховая езда, бобслей и парусный спорт.

подробности здесь http://www.krugosvet.ru/print/strany_mira/ITALIYA.html

0

17

Озеро Гарда на севере страны.
http://s5.uploads.ru/t/wOuCB.jpg
Слева: Город Каррара в Апуанских Альпах, Центральная Италия.
В его окрестностях более чем на 200 карьерах с античных времён
ведётся добыча знаменитого каррарского мрамора. Справа: знаменитый мраморный карьер.

http://s4.uploads.ru/t/Fmtvx.jpg http://s4.uploads.ru/t/7uhPf.jpg
Город Комо и одноимённое озеро в Ломбардских Предальпах.
На месте этого города было древнее поселение,
датируемое бронзовым веком.

http://s5.uploads.ru/t/dFemW.jpg
Небольшой итальянский город Амальфи на юге Кампании.
http://s5.uploads.ru/t/oaZTp.jpg

0

18

Остров Капри.
http://s5.uploads.ru/t/dgbhK.jpg
Позитано - один из самых живописных городков
области Кампания на побережье Салернского залива.

http://s4.uploads.ru/t/YE15y.jpg
Салерно - административный центр одноимённой провинции,
второй по значению (после Неаполя) промышленный центр
области Кампания и портовый город.

http://s5.uploads.ru/t/wFS6C.jpg
Фото слева: Баптистерий в Пизе. Строительство было начато в 1153 году,
в 14 веке здание было перестроено. Фото справа: Пизанская башня.

http://s5.uploads.ru/t/ktuYj.jpg http://s4.uploads.ru/t/bWwao.jpg

0

19

ДОЛИНА МЕЛЬНИЦ
Улица Сорренто, Италия. Точнее провал, ущелье, которое выходит в морю. Одна сторона - обычные дома, а противоположная - вот такая. Конечно есть заграждение по всей извилитости этой улицы, на уровне локтя, но спланировать ничего не стоит. Рядом с ограждением тротуар, по которому все ходят.
Туристы, конечно, заглядывают вниз, фотографируют. Коленки подкашиваются. Провал достаточно глубокий, метров 100 отвесной каменной стены. По этой улице и автобусы ходят.

http://fotki.yandex.ru/calendar/users/e … ew/274413/
http://s4.uploads.ru/t/SWFCj.jpg
Фото слева: Развалины древнегреческого города Селинунта начала 6 века до н.э., близ современного Кастельветрано. Западная часть Сицилии
Фото справа: Развалины храма, этого самого древнего города

http://s4.uploads.ru/t/1ZdCa.jpg http://s5.uploads.ru/t/kZSd1.jpg
Разные фото
http://s5.uploads.ru/t/vzMZT.jpg http://s5.uploads.ru/t/DGu9q.jpg

0

20

Собор Сан-Руфино (9 век)
расположен в городе Ассизи, историческом и религиозном центре области Умбрия

http://s4.uploads.ru/t/Vpirm.jpg
На вершине холма, близ города Ареццо расположился
Камальдульский монастырь 11 века

http://s4.uploads.ru/t/P4LCd.jpg
Трапезная в аббатстве в Казамари - пример цистерцианской архитектуры
http://s4.uploads.ru/t/XNKnm.jpg
Единственная колонна, сохранившаяся от храма Геры Лацинии на мысе Колонне близ Кротоне (Каламбрия).
Храм был построен примерно в 700 году до нашей эры, в эпоху греческой колонизации

http://s4.uploads.ru/t/KB2DN.jpg
Сардиния
Древнеримский амфитеатр

http://s4.uploads.ru/t/Gw0jN.jpg

0

21

Собор в Кремоне (12 век)
http://s5.uploads.ru/t/f9xTI.jpg

0


Вы здесь » ЦВЕТОК ЛОТОСА » СОВРЕМЕННАЯ ИТАЛИЯ » ВСЁ О СТРАНЕ