обсуждения, статьи
Статьи
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22014-05-13 18:18:14
Одессит — это национальность?
Этой формулировкой оперируют довольно часто и, конечно, небезосновательно, имея в виду традиционную одесскую веротерпимость, взаимную лояльность представителей разных этносов и конфессий. На самом деле, далеко не всё так уж гладко и благостно складывалось здесь в сфере межнациональных отношений, как мы привыкли думать. Тем не менее, горожане просто вынуждены были притираться друг к другу, сотрудничать, проявлять взаимовыручку перед лицом куда более серьезных проблем, нежели взаимная антипатия и неприязнь. Общность судьбы, проложенной сквозь войны, геноцид, репрессии, голод, катастрофические эпидемии, не могла не сплавить эту «волевую накипь наций» в нечто совершенно неординарное.
Нет, я не собираюсь в очередной раз глодать всё ту же, пусть даже и очень вкусную, метафору. Я хочу сказать, что «одесская национальность» — не только декоративный образ, но в значительной мере живой факт, что и собираюсь проиллюстрировать убедительными примерами.
Начнем с «верхнего этажа» городского гражданства. Супругой одесского военного коменданта, а затем исполняющего обязанности градоначальника шотландца Ф. А. Кобле была украинка. Француз граф А. Ф. Ланжерон первым браком был женат на русской, вторым — на немке. Россиянин граф М. С. Воронцов, как известно, сочетался браком с представительницей знатного польского шляхетского рода Браницких. В этом не было ничего экстраординарного: скажем, Л. А. Нарышкин был женат на О. С. Потоцкой, а П. Д. Киселев — на С. С. Потоцкой. Представители французского рода Рено породнились с молдавским боярским родом Кантакузинов. С ними же породнились и французские евреи Сикары.
Капитан одесского порта, американец немецкого происхождения Георг Зонтаг женился на племяннице В. А. Жуковского Анне Юшковой, а дочь от этого брака, Мария, вышла замуж за австрийского консула Гутмансталя. Молдаване Стурдзы пересеклись с русскими Гагариными и одновременно с немцами Эдлингами, греки Папудовы с русскими Мартыновыми, итальянцы Амбатьелло с русскими Посоховыми, немцы Мейендорфы с русскими Олсуфьевыми, русские Посилины с поляками Жибурт-Жибуртовичами и
т. д. Межнациональные браки не миновали практически ни одну известную одесскую фамилию: де Рибасов, Аркудинских, Бларамбергов, Лучичей, Лёвшиных, Фраполли, Марини, Маразли, Ралли, Анатра, Порро, Кешко, Маркевичей, Доксов, Дубининых, Швахгеймов, Стенбок-Ферморов, десятки и сотни других. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Но при том надо помнить одно немаловажное обстоятельство. А именно то, что, согласно российскому законодательству, если один из вступающих в брак был православного вероисповедания, то дети от этого брака в обязательном порядке воспитывались исключительно в лоне православия. Брак был вообще невозможен, если один из брачующихся не принадлежал к какой-либо из христианских конфессий. Поэтому, скажем, магометане, иудеи или караимы в случае заключения брака с христианами обязаны были «выкрещиваться», что рано или поздно приводило к утрате этнической самоидентификации потомства от смешанных браков. Согласно вековечной иудейской традиции, вы"крещенные евреи считались умершими, то есть не существующими для единоверцев, их хоронили за кладбищенской оградой.
Но, могут возразить мне, быть может, экзотические сочетания брачующихся возникали в большинстве случаев на аристократическом или коммерческом олимпе, и национальное смешение не носило массового характера? Это легко проверить, проанализировав, например, старые метрические книги Спасо-Преображенского собора, Свято-Троицкой, Покровской церквей или других храмов Одессы. Если обратиться к этим чрезвычайно информативным и надежным историческим документам, мы обнаружим прелюбопытные сюжеты. Признаться, меня самого когда-то поразило обилие лиц, перешедших в православие по собственному ли желанию, по желанию ли родителей, или, как бы поточнее выразиться, по особым обстоятельствам, о которых — чуть ниже.
Вот, скажем, типичная запись при крещении представителя известной фамилии, Константина Шидловского, 20 апреля 1863 года «присоединенного из католиков к православной церкви вследствие резолюции Его Высокопреосвященства Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского и Кавалера». 18 августа того же года «просвещена из евреев к православной греко-российской церкви» Роза (Ривка) Цулер, получившая при крещении имя Веры. Весной 1891 года «крещена по обряду православной церкви разведенная с мужем Горальником Шмулем» мещанка Ольга Шмелькис. 8 ноября 1887 года итальянец католик Палестро Дельконте женится на гречанке Елене Соломо, и вскоре их дочь Валентину крестят по православному обряду. Немецкий колонист лютеранского вероисповедания Фишер венчается с православной гречанкой Флорина в начале 1886 года, и все их дети — Клавдия, Константин, Иулия, Надежда — становятся православными.
Показательна запись о крещении «персидско-подданного караима» от 21 октября 1851 года: прежде он звался Саткан Шамуил-Якоб, а отныне стал Шивли Еммануилом. 11 ноября 1845 года «французско-подданный Александр Поммер» сочетался браком с дочерью одного из самых именитых греческих негоциантов Одессы Прасковьей Велисарио. 25 февраля 1834 года «французско-подданный римско-католического вероисповедания Дик Куртац» женится на представительнице другой известной греческой фамилии Ирине Маврогени. 20 мая 1828 года произошло бракосочетание «выкрещенной из евреев, по крестному отцу Полуляховой Александры» с Михаилом Бонием. 13 ноября 1849 года «выкрещенная из евреек Елисавета» (девичья фамилия даже не указана) вступает в брак с греком Василием Зигони. 12 февраля 1878 года «дочь аренсбургского гражданина евангелическо-лютеранского вероисповедания Елисавета Каролина Штейнберг» венчалась по православному обряду с Николаем Ангело. В целом же таких записей, фиксирующих национальное нивелирование, сотни и сотни!
Выше было говорено еще и об особых обстоятельствах перехода в православие. Что имелось в виду? Да то, что всех без исключения подкидышей, найденышей, малолетних бродяжек, не помнящих родства, крестили в православие, так сказать, в рабочем порядке. Согласия младенцев, разумеется, никто не спрашивал, а родители отсутствовали. И вот это мероприятие носило настолько масштабный характер, что еще за много десятилетий до образования СССР поистине сформировало советский народ. Вот образцы всего лишь нескольких крещенских записей из метрических книг греческой Свято-Троицкой церкви. «Георгий, 2 августа 1825 года, из евреев». «Дмитрий, 25 января 1808 года, из евреев». «Иван, 28 июня 1819 года, из евреев, 12 лет». «Иоанн, 2 августа 1825 года, из евреев». «Евангели, 4 августа 1822 года, незаконнорожденный сын шляхтянки». «Мария, 20 апреля 1821 года, из армян». «Мария, 20 июля 1820 года, из евреев». «Николай, 5 мая 1829 года, сын евреев». «Пётр, 19 января 1808 года, из евреев». А сколько тут неизвестной национальности «сыновей турецко-подданных»! Есть здесь «сын цыгана» и проч. И еще потрясающая запись конца 1820-х: восприемником при крещении еврей"ского младенца выступает одессит, сам «выкрещенный из магометанской веры»! Взаимная лояльность дошла до того, что в начале 1870-х был впервые официально зафиксирован брак исконных антагонистов — караима и еврейки («Одесский вестник», 1873, № 35), причем церемония осуществлялась иудейским раввином.
Представляете себе, сколько наших квасных патриотов, радетелей чистоты нации, то и дело наскакивающих на «безродных космополитов», не ведая того, сами носят в себе подлинно живые гены космополитизма?! Думаю, пора, наконец, распрощаться с пещерными представлениями о чьей-либо расовой или национальной исключительности, ибо давно и верно было сказано о соборности всея твари земной. Именно это цивилизующее, гуманитарное понимание единения мы и вкладываем в формулу «одесской национальности».
Олег ГУБАРЬ